Сколько раз крестили киевлян?
Вообще-то, сколько раз крестили население нашего Города — это отдельная тема! Историки и богословы спорят на сей счет до сих пор! И не могут прийти к однозначному выводу.
Но, все по порядку – как известно из летописи Апостол Андрей Первозванный (Iв н.э.)в своих странствиях однажды посетил киевскую землю и стоя на дивных холмах водрузил на них крест и предрек сей земле большее будущее «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия…». Однако, вряд ли св.Андрей прибыл на пустое место, как свидетельствует археология — поселения на киевских холмах существовали чуть ли не с Палеолита! Из этого богословами делается вывод, что такой выдающийся светоч христианства как Апостол Андрей точно окрестил изрядное количество местного населения!
Далее следует смутное упоминание в византийском источнике о некоем варваре Кувере (Кие?), который служил при византийском дворе и снискал милость великую и даже принял христианство. Далее этот молодец вернулся домой уже полноправным владыкой и заложил свой «градок Києвець». Приехали! Нет, приятно конечно, что Киев-град основал не темный язычник, а византийский воевода, да еще и христианин. Но, возникает вопрос — отчего потом на киевской земле после Vв. снова возобладало язычество? Может славный князь за ратными делами Хорева со Щеком забыл окрестить!
Следующее легендарное крещение произошло уже в ІХв. по инициативе загадочного князя Аскольда. о котором известно не много, так же как о его брате-соправителе Дире — времена были смутные, иногда для того, чтобы завоевать царство хватало небольшой команды и доброго меча, а вот удержать было тяжелее… Правда отбившиеся от рюриковой дружины братья-варяги оказались правителями толковыми. Им удалось угомонить половчан и печенегов, поставить на место хазар и даже повоевать с Византией…
Вроде бы с этого похода и началось христианство на Руси — согласно преданию, заслышав о нашествии, византийские император с патриархом погрузили в воды Босфора Ризу Богородицы. Далее поднялась буря и многие корабли русичей погибли, в результате испытанного ужаса князь уверовал и крестился под именем Николая. К обретенной вере князь-викинг отнесся ответственно — собрал дома вече, на котором выступил византийский епископ, по легенде ему пришлось бросить в огонь «Евангелие», которое не сгорело, после чего изумленные варвары крестились, но, похоже, не массово. Скорей всего Аскольд просто не мог поступить радикально, подобно князю Владимиру — князем он полноправным не был, скорее боевым воеводой, которого местное население терпело как защитника. Да и времени у него оставалось мало — прибывший впоследствии родич бывшего аскольдова конунга Рюрика – князь Олег рейдерски захватил уже процветающий Киев-град, Аскольда же предательски убил на том само месте, где ныне находится т.н. Аскольдова могила.
Далее всегда вспоминают княгиню Ольгу — бабку князя Владимира. Говорят, когда она прибыла в Константинополь в 957г. ее крестил лично император Константин-Багрянородный. Однако в этот период Ольга отошла уже от дел, в Киеве правил сын ее — Святослав, воинственный язычник! Так что крестить Русь и даже собственного сына она не могла. С другой стороны — Святослав не терпел христиан в своей дружине, до всего остального ему дела не было. И с матерью воинственный князь все же считался. Подобное высокое покровительство не могло не способствовать умножению в Киеве храмов и самих христиан. Княгиня честно пыталась до последнего образумить сына, даже сулила ему в жены византийскую принцессу, но суровый князь любил лишь войну! Вроде бы именно Ольга впоследствии обратила внимание на толкового внебрачного сына Святослава от ключницы — Владимира, и даже настояла на том, чтобы отец его признал. Именно этому внуку судьба уготовила роль Крестителя Руси! Но это уже другая история…