Об особенностях кислотного гламура
Он загадочный и непостижимый. Он много рассуждает об одиночестве, черпает вдохновение в осени и сверкающих пылинках на закате, а так же в музыке групп «GusGus» и «Barcelona», он увлекается друидами и картами Таро, он часто снимает своих друзей, но почти никогда не снимает лица…
О нем известно, что фотографии он никогда не учился и буквально за три года освоил камеру. Он чешский фотограф, его зовут Мартин Странка и он – новая звезда мировой фотографии, лауреат многих конкурсов, хотя ему нети тридцати! А еще в киевской галерее «Brucie Collections» (ул. Артема, 55 Б) проходит его почти двухмесячная выставка (17 января – 3 марта).
Что же, глядя на фото молодого дарования, увы, не проходит ощущение, что камеру он до конца так и не освоил! Как человек, который не так много, но смыслит в фотографии, могу сказать – за половину таких чисто технических ляпов у нас выгоняют из фотошколы!
А вообще-то работы делятся на более ранние черно-белые и более поздние цветные. Начнем с черно-белых – подобными «шедеврами» забиты все снгешные фотофорумы и фотоблоги. И совет, который, как правило, дают в данном случае продвинутые фотографы – «научись снимать хоть просто, а потом выпендривайся». Может и жестоко, но после понимаешь, что по делу. Мартину Странке сказать это было некому, и вот теперь он сам, вроде, мэтр… Что, неизбежно, здорово опускает планку профессиональной фотографии
Цветные похожи на рекламный китч в стиле 70х. Коллекция банальных штампов, затасканных в кино и рекламе, и еще с тех же годов прилично осточертевших. Техника уже лучше, однако, не слишком сложная. Этот вид постобработки кадра называется имитация пропуска этапа отбеливанья, иногда с наложением градиента. Звучит загадочно. На практике – полчаса за компьютером. Стиль очень популярный в рекламе, особенно в оформлении музыкальной продукции. Настолько популярный, что последнее время этот «потертый» эффект стараются уже не применять. Потому как всех задолбал!
Никто не спорит — у Мартина Станки есть талант, и камерой он владеет… довольно средне. Но его реальный уровень не выше сборной выставки фотолюбителей! Или интернет блога.
Ни для кого не секрет, что современный артхаус и современный гламур давно стоят друг друга! И немногое нужно, чтобы стать в современной Европе культовым фотографом (художником, режиссером), увы совсем немного. Это даже слишком просто – сумеречное мировоззрение, суицидальные наклонности, непонятность и недосказанность, средние способности и ниже среднего владение ремеслом, крайне пессимистический взгляд относительно судеб всего, что живет, двигается и произрастает, понимание ущербности большинства мировых религий, философских и моральных систем. И на фоне этого – владение арсеналом штампов типового (отнюдь не продвинутого) рекламного агентства и некоторые навыки работы в «Фотошопе».
С другой стороны Мартин Странка в чем-то отражает мировоззрение современной молодежи, тех, кто только вступает в эту проклятую жизнь. Их зовут поколением next – (было поколение P, поколение X, этим даже названия дать не удосужились, так, следующие, авось будут). Его герой – типичный молодой человек, живущий в мире разрушающихся смыслов, в котором царит пустота за яркими обертками. Где потертые ценности, за которые раньше умирали, теперь стали проектами поп-арта. Где каждый всегда один, а окружающие лица растворяются во времени, и завтра не знаешь, кто рядом, не то что плечом к плечу.
Он пытается найти якорь, цепляется то за старые родительские пластинки, то за смайлики в интернете, то за экстремальный риск, то за странные, с точки зрения старшего поколения, легенды о потусторонних вампирах. То пытается узреть душу рекламных красоток, но везде натыкается на глянцевую непроницаемость. Среди всего этого хаоса, похожего на белый шум реального-нереального мира, любые типичные во все века молодежные проблемы – самооценки, несчастной любви, одиночества, поиска жизненных целей, борьбы за принципы – кажутся неразрешимыми и заранее обреченными. Он запутывается в былях и снах.
Так чем же цепляет Мартин Странка молодежь? Говорят, в старину менестрель, оказавшись на мели, просто приходил к воротам замка любого солидного сеньора и кричал что-то вроде: «Слышь, ваша милость, если ты мне обеспечишь стол, кров, кубок вина и немного славы, я буду воспевать твои подвиги неустанно!». И мало кто из сеньоров мог перед этим устоять! Каждому было уже все равно – насколько талантлив менестрель, насколько высок его уровень, лишь бы пел о нем! Вот и Мартин Странка, вроде, говорит: «Я творю о тебе, молодежь, я понимаю твои проблемы, мне тоже хреново!». «Эй, поколенье, ответь!» – орали когда то властители дум. Теперь молодое поколение уныло всматривается в мутное зеркало М.Странки. Уж лучше б кто ни будь гаркнул, как раньше!