Легенда об иорданской воде
Вообще-то, в старину, иорданской называли воду ныне исчезнувшей подольской реки Почайна. Мало кто помнит, что именно в ней, а не в Днепре князь Владимир крестил народ Руси. Соответственно Почайна носила почетный титул православного Иордана земли Русской. С точки зрения тогдашних людей между Почайной и святою рекою просто обязана была быть хоть какая-то связь. В XIIв. возникла легенда о некоем паломнике, который, странствуя Палестиной уронил в Иордан серебряный ковш и нашел его, естественно, придя домой, в Почайне.
Понятно, что смысл легенды был чисто символическим – указать на духовную связь между Святой землей и «Киевом – вторым Иерусалимом». Но киевляне народ конкретный. Из распространенного предания делался вывод, что священный Иордан, подземными водами связан с киевской рекой, освящая ее и всю землю Русскую. В этой красивой истории просматривается след старинного паломнического фольклора киевских странников, которые сами зачастую свято верили в то, что рассказывали…
Но если подземные иорданские воды в Почайну впадают, то где-то они должны были выходить на поверхность. Хотя, по поводу того, где именно нашелся знаменитый ковш, в киевском предании тоже существовали разночтения. По одной из версий кубок всплыл не в самой Почайне, а в источнике у подножья Юрковицкой горы на Подоле, точнее – в монастырском колодце (Свято-Никольский женский монастырь).
Далее – как в сказке – источник давал начало ручью, ручей впадал в Кирилловское озеро на Оболони, а из озера уже вытекала Почайна-река. За века вокруг киевских Иорданей сформировалась мощная мифология. Иорданскими стали называть так же церковь, возле которой находился колодец, монастырь, ручей, озеро и всю окружающую его местность.
А теперь внимание, самое интересное! Именно к Кирилловскому (Иорданскому) озеру, скорей всего, была подведена труба старого подольского водопровода, которая снабжала водой фонтан Самсон на Контрактовой! По крайней мере, в том, что «вода у Лева со святой Иордани» не сомневался ни один паломник. Что касается коренных киевлян, мало знакомых с научно-географическими изысканиями профессиональных богомольцев, то их искренне удивлял паломнический ажиотаж вокруг обычного водозаборного фонтана.
Так же «иорданской» называлась вода Днепра, зачерпнутая на Крещение. По поводу этих двух важных в жизни Киева рек (Днепра и Почайны) долго шли нешуточные богословские дискуссии – какую из них все таки считать святой? Бесконечным спорам настал конец, когда Почайна изменила русло и слилась с Днепром.