Фонтанный дизайн конца XIX начала ХХ в.(часть2)
Основной формой технического фонтана оставался бетонный бассейн-водозабор со скульптурой. Во-первых, это было удобно, а во-вторых… смотри пункт первый – от технических фонтанов ничего другого не требовалось. Вначале скульптуру просто ставили посреди бассейна «для красоты». В последствие, следуя европейским тенденциям, к ней начали подводить трубу. Тот банальный факт, что вода льется из кувшина полуголой богини или изо рта гипсовой лягушки, приводил простых киевлян в совершеннейший восторг и умиление. До того в Городе существовал только один подобный фонтан – полумистический Лев (Самсон)…
А в это время грянул модерн, декадентский стиль стал господствовать во всем – от поэзии до посуды! Не обошла эта тенденция и фонтаны…Как известно – любой стиль рождается как ересь и умирает как догма. То, что в 50е годы было классикой паркового искусства, а в 60е – осточертевшей гипсовой пошлятиной, в начале ХХв считалось революцией паркового дизайна.
То было время очередного возвращения к природе. Властители дум философы и поэты снова призывали отряхнуть пыль пропащей цивилизации и вернутся к Истокам. Короче, нечто похожее наблюдалось и в начале XIXв… и в 60е годы ХХ в. Закономерно, фонтаны приближаются к природе, оставаясь достаточно изысканными – простота в модерновые добродетели, слава Богу, не входила.
Появляются фонтаны-ключи, имитировавшие настоящий горный источник (именно таким в оригинале и был знаменитый фонтан Черное море), а также фонтаны прямо в центре клумбы. В моду входят садовые вазы, иногда их помещают на колонну посреди фонтана – эдакая фонтанная икебана…
Были и более оригинальные варианты, например, фонтан Грот Купеческого сада. Говорят, это сооружение было похоже на знаменитый Грот уманской Софиевки. К сожалению, сей прекрасный фонтан не сохранился, хотя старожилы утверждают, что его развалины можно было увидеть в Пионерском (бывшем Купеческом) ныне Крещатом парке до реконструкции 1980х