Эпоха в Арсенале
Мистецький Арсенал — достаточно молодой и пока еще, прямо скажем, недостроенный, музей. Тем ни менее — с момента своего открытия стал замечательным явлением киевской культурной жизни (хоть что-то, не к ночи будь помянут, Виктор Андреевич, путного построил!). «Великолепно! Чудо! Явление!» Такими высказываниями сопровождается, наверно каждая выставка в Мистецькому Арсеналі. Хотя бы потому, что выставочных центров такого уровня, даже в столице раз-два и обчелся, и уж если в Арсенале готовят выставку — то сие, как правило, выставка эпохальная!
Но даже на этом фоне нынешняя экспозиция – «100 шедевров мировой скульптуры» – нечто из ряда вон! Потому что это не просто выставка!
Конец XIXв в Европе был довольно бурным — каждый день совершались научные открытия, возникали новые социальные учения, культурная жизнь бурлила — импрессионисты, экспрессионисты, символисты, авангардисты, поэты, писатели, художники… Только скульптура, казалось навеки замерла в жестких академических канонах. Одни безумец О. Роден пытался доказать, что в этом жанре искусства еще не все сказано!
И вдруг – скульптура вырвалась из мраморного ложа неподвижной академической материи Случившийся скульптурный бум конца XIXв. нач. ХХ был такой силы, что многие художники впоследствии увлеклись ваянием. На выставке представлены довольно неожиданные объемные творения Поля Гогена, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо и Огюста Рениуара, А.Модильяни, Е.Дега, который в скульптуре достиг наверно не меньшего чем в живописи…
А скульпторы…Большинство из будущих великих творцов вырвались в свое время из затхлых провинциальных уголков Европы, еврейских гетто, охваченной хаосом Российской империи, все они рвались в Париж, и только в Париж – вольную, революционную столицу искусств в которой бурлили идеи, надежды, творческие планы. Там в тесных холодных мастерских создавались будущие шедевры. Скульптуры странные, неоднозначные, многие из них в свое время взрывали художественные салоны, некоторые даже запрещались, над ними в волю потешались карикатуристы, от них приходили в ужас записные моралисты, на них кидались психи с молотками…. Собственно говоря — так, с шумом и входят в историю!
Каждый из представленных скульпторов – явление, эпоха, свое собственное направление искусстве, сотни последователей и тысячи подражателей. О каждом написаны тома искусствоведческой литературы. Выставка любого из них считается событием! А уж вместе! Великий О.Роден —основоположник модернистской скульптуры, это он вырвал сей вид искусства из академической неподвижности и доказал, что в камне можно выразить страсть, движение, теплоту и силу. Его работы узнают наверно все, кто даже не слышал о Родене — ибо это уже не совсем скульптуры, а символы. Такими же символами в стали невероятные мощные богини гор и рек и всего сущего А.Майоля либо сюрреалистические фантазии Ж.Арпа!
Поражают парадоксальные, абсолютно чуждые классических форм работы нашего земляка — А.Архипеноко , одного из основателей кубизма в скульптуре. Если честно, эти фигурки ближе к доисторическим идолам времен неолита, и вообще — к юности человечества. Как работы других легендарных авангардистов — Г.Мура, который даже специально изучал этнографические коллекции древних скульптур. Или К.Баранкузи — «неотесанные» шедевры этого румына поражали утонченных парижан, а он целых двадцать лет ваял, совершенствуя, одну и ту же скульптуру — Птица в пространстве.
Так же представлены на выставке творения легендарных экспрессионистов — Альберто и Диего Джакометти, над их прикольными «бухенвальдскими» страусами, кошками и прочей живностью не издевался только ленивый… Но теперь без этих фигурок не реально представить современное искусство! Либо малоизвестная в Украине, но культовая в Израиле Ханна Орлова, вышедшая из тех же славных парижских сквошей, и ставшая основательницей израильской художественной школы!
Что еще скажешь – у них учился и им подражал весь 20 век! На это стоит посмотреть!
Выставка продлится до 12 мая