Фонтан испанских грандов(Легенды Самсона)
Еще одна любопытная байка о знаменитом фонтане Леве (Самсоне) на Контрактовой площади, записанная в свое время известной писательницей Наталеной Королевой.
История связанна также и со старинным киевоподолянским семейством Лакерда, которые считались чуть ли не потомками молдавских володарей… Правда, что касается володарей — это под большим вопросом, потому как наследники рода Лакерда слыли, мягко говоря — сказочниками… Но, все по порядку — более-менее достоверно, что после побега из турецкой неволи вместе с выходцем из небезызвестного казацкого рода – Адамом Дунин-Борковским в Киев приблудился его товарищ — молдавский дворянин (?) Кароль Лакерда (правда, и тут злые языки утверждали, что были эти самые Лакерды, дескать, греками и торговали в Нежине рыбой).
Его наследник тоже отличался богатой фантазией. Вопреки семейному преданию о молдовских володарях он и вовсе утверждал, что предок его был ни много, ни мало – испанским сеньором по имени Карлос де Лакерда. В доказательство того даже показывал его славный клинок (который, впрочем, оказался турецкой саблей). И вообще роль этих гордых витязей в истории Города, по его словам, трудно было переоценить! Нет, на основание Киева своим родом скромный Лакерда не претендовал, однако, благодаря его неуемной фантазии городской фольклор обогатился еще одной легендой на тему достославного фонтана со львом… Согласно этой байки, честь его постройки принадлежала уже не испанскому гранду, а его внуку — Яреме Лакерда.
Вроде бы однажды поехал тот охотиться на степного тура (!) в окрестностях Киева (!), и охота длилась несколько дней, все устали и уже не ожидали добычи… И вот узрел князь могучего зверя! Далее, всполыхнувшая испанская кровь и генетическая память о корриде привели к тому, что потомок испанцев пошел на тура чуть ли не с голыми руками. Что имело, впрочем, печальные последствия — раненый Лакерда почти два месяца лежал в горячке, все думали, что уже не выберется!
И вот однажды попросил он у своего слуги напиться. Думая, что пан умирает, верный слуга решил принести ему не просто воду, а самой чистой воды на всем белом свете. Конечно же, таковую в Киеве найти было трудно. Ничего, парень оказался упертый и нашел таки чистый звенящий ключ… прямо на центральной площади города в двух шагах от ратуши! От принесенной воды князь, естественно, тут же поправился и построил в дальнейшем на месте чудесного родника прекрасный колодец с фонтаном! Отчего фонтанной фигурой выбрали именно богатыря-Самсона? По одной из версий, сие символизировало, что фонтанная вода убивает все недуги и скорби, «яко библейский Самсон лева». По другой — гайдука, спасшего пана, звали как раз Самсоном. Правды мы не узнаем никогда…
Потому правды в этой истории вовсе нет — и стоял Самсон совсем не над колодцем, а над водопроводным бассейном, и установили его аж в начале XIXв, а до того был ангел с чашей, и вряд ли у рода Лакерда были испанские или даже дворянские корни! Разве что купчиха, пожертвовавшая, по преданию, городу фонтанную статую, была из сего рода. Да и туры под Киевом не водятся!Но, какая разница, если стараниями эдакого подольского Мюнгхаузена появилась такая красивая городская легенда!