Годовщина
Год назад, 22 июля случилось ужасное, необратимое и какое-то нереальное… Ушел из жизни великий актер, многогранный мудрый человек. Мы не верили, до последнего…
Он не был коренным киевлянином, и до конца жизни оставался, отчасти все же природным львовянином, хоть и прожил в Киеве жизнь… Как и многие приехавшие в столицу иногородние, и не только покорившие ее, но и прославившие!
В разное время он был разным — закрытым, немного застенчивым львовским парнем со «стиляжьей» прической, чужим в этой консервативном, русскоязычном Киеве… Когда во время проб к «Белой птахе с черной отметиной» искали героя на роль бандеровца-Ореста, чиновники отклоняли одну кандидатуру за другой — слишком позитивными и советскими казались актеры, пока выбор вдруг остановился на странном чужаке из Львова. «У этого хлопца глаза злые, подойдет» – заявил один из начальников. Что называется на свою и прочих идеологических блюстителей голову! У молодого захидняка получился персонаж явно не ходулечный, наоборот —страстный, неоднозначный, интересный, похожий на затравленного волка, но видно, что у него – своя правда.
Впоследствии Богдан Сильвестрович не шибко дружил с советским кино, роли были конечно, но в основном — театр! Где он переиграл весь шекспировский репертуар (на мове!), где сыграл своего знаменитого Тевье Молочника… Говорят на спектакли, в которых он был задействован перестали ставить второй состав — какой смысл, если публика ходит на Ступку! Настоящий бетяр, гулена, и выпивоха— нервный, колючий, с огненным взглядом, от которого женщины на премьерах падали в обморок, и… добрый семьянин, проживших в единственном браке всю жизнь…
Как-то все это, отчасти, стерлось, забылось, мы помним Б. Ступку уже пожилым патриархом, вальяжным и степенным, способным и на «влучное слово», и на глубокую житейскую мудрость. Именно тогда пришла его пора в кино, правда в основном в польском и российском. И снова повторялась история с Остапом… В «Огнем мечем» – сильный политик, достойный враг Богдан Хмельницкий, здорово отличавшийся «плохого парня» Г. Сенкевича. В патриотической ленте «Свои» – своя правда крепкого деревенского куркуля, ставшего старостой при немцах и все равно помогающего беглым пленным. Необычный плохой-хороший Л. Брежнев в «Зайце над пропастью» – кажется именно игра Б. Ступки вытянула сей довольно посредственный фильм. В «Тарасе Бульбе» так вообще — благодаря Б. Ступке весь фильм как-то незаметно стал очень украинским, несмотря на клятвы «русской земле», которые не могут простить националисты (хотя почему и нет, Русь было вторым, «книжным» название Украины).
Я помню, как 22 июля 2012 не верилось, как ехала с цветами к театру. Как в парке уже стояли люди и тоже не верили, тем более — узнали из Интернета. Многие считали, что это очередная утка, а сейчас выйдет из театра Богдан Сильвестрович у белом костюме, а тут полный парк придурков с венками – «А чого это вы тут, люди добрые, робыте?». Когда вынесли портрет, стало понятно, что все, народ почернел на глазах… На следующий день уже стояла очередь, перекрыли две улицы. Когда уходит такой человек образуется какая-то пустота, словно после погасшей звезды…
Светлая память Богдану Сильвестровичу!