Религиозные жулики
Еще одна категория генетических проходимцев, бессовестно наживавшаяся в свое время на вере паломников в чудеса нашего второго Иерусалима. Что греха таить – они тоже являлись творцами киевского фольклора и его героями.
Если попрошайки-ханжушки казались относительно безобидными, то эти проходимцы шли дальше и, зачастую были действительно социально опасны. Таких жуликов можно было условно разделить на «проводников», «торговцев реликвиями», «больных-юродивых» и «целителей». Промышляли они обычно в месте встречи всех паломников Киева – у фонтана Самсон.
К сожалению, подобным «ремеслом» не брезговали даже некоторые представители церкви. Так некий пономарь Виргулевич, «имея страсть к винопитию» сшибал себе на бутылку оригинальным способом – перехватывал паломников по дороге в Лавру, таскал их по одному ему ведомым «святым» местам, рассказывал различные небылицы, а, заодно пытался всучить кусочки камфары под видом Креста св Андрея.
Вообще-то, торговцы реликвиями составляли отдельную мафию. Дело в том, что Киев в те времена действительно был наводнен различными предметами культа – ладанками, иконками, свечами, крестиками, образами, молитвенниками, как из Святой земли так и местными киевскими… К сожалению, всегда находились охочие продать «свечи Иерусалимские», купленные в соседней лавочке, «иорданскую воду» из ближайшей колонки, «священный лаврский песок» или ладанки с кусочками смолы. Власти пытались бороться с этим безобразием, но в таком море реликвий вычислить прохиндеев было трудно.
И, все таки, самую многочисленную категорию составляли «калики перехожие», которым растроганные паломники всегда щедро жертвовали и милостыню, и за молитвы о здравии. Как правило, выглядели они театрально, многие навешивали на себя громадное количество образков, другие цепляли на грудь одну большую икону, надевали цепи и пудовые вериги. Иногда эти деятели все же попадали в полицейские облавы. Тогда в участке начинали твориться чудеса – безногие начинали ходить, немые – говорить, слепые прозревали…
Но самыми опасными считались все же псевдоцелители. Некоторые из них убеждали, что у них дар исцеляющей молитвы, другие «лечили» деревенскими снадобьями. Бывали и вовсе дикие, языческие (в худшем смысле этого слова ) случаи. Например, один киевский жулик «лечил» паломников у Самсона от зубной боли… невесть где откопанным черепом птеродактеля («неведомой зубатой птицы»). Когда за ним пришла полиция, проходимца кинулась защищать толпа, такова была вера в волшебный череп!
Пожалуй, легенды, придуманные этими малоприятными субъектами, были самыми абсурдными и дремучими. С другой стороны, киевские «набожные» жулики прочно прописались в городском фольклоре, став ходулечными персонажами баек и анекдотов. Вообще-то реальные истории о них от баек трудно отличить, действительность часто бывала совершенно невероятной!