Странники и ханжушки – мифотворцы
Как известно, в старину Киев по праву считался одним из главных паломнических центров. Среди паломников хватало людей, для которых скитание по святым местам стало делом жизни. Странники отличались по характеру. Некоторые из них были действительно возвышенными духовными людьми, добровольно наложившими на себя подвиг странничества. Рассказанные ими притчи отличались глубоким символическим смыслом, но, увы, воспринимались народом слишком буквально.
Далее следовали безобидные уличные проповедники и проповедницы. Просто, их, как людей многое повидавших, переполняло желание поделиться впечатлениями. Такое в наше время случается с туристами, археологами, полярниками, а так же простыми смертными, хотя бы раз побывавшими в Индии или Таиланде. Тем более, целью паломничества было не праздное любопытство, а духовное совершенство, вот странники и делились увиденным и пережитым. Их рассказы были бесценным источником информации о святых местах и реликвиях, а если что и привирали, то из лучших соображений.
Третью категорию составляли непосредственно ханжушки, т.е. откровенные нахлебники и проходимцы (типаж, хорошо описанный в произведениях Куприна и Нечуя-Левицкого). Часто они никакого Иерусалима в глаза не видели, кочуя по монастырям Киева. Эти киевские тартюфы, не смотря на свой «юродивый» вид были неплохими психологами и умело втирались в доверие к наивным паломникам. Как правило, их жертвами становились зажиточные селяне, пришедшие поклонится святыням «нового Ерусалема» или паломники из Росси. Проделав долгий путь, и попав в теплый набожный город, размашистые купы (и особенно сентиментальные купчихи) готовы были до бесконечности помогать материально и предоставлять кров таким «божьим людям». Тактика ханжушек была проста и надежна – удивлять и пугать. Так что, большинство их рассказов посвящались чудесам (особенно чудесным исцелениям) и пугалкам на тему Гиены огненной. Городские власти видели в этой публике нечто среднее между местной экзотикой и стихийным бедствием, вмешиваясь только в случаях откровенного мошенничества.
Но, как бы там ни было, все они – истинные праведники, очарованные странники, и даже болтливые проходимцы стали авторами немаленького пласта «чудесного» киевского фольклора. Они же создавали «чудесный» имидж самому Киеву – новому Иерусалиму, городу, в котором все реки и фонтаны – целебные, воздух исполнен небесной благодати и ангелы ходят по мостовой. Во многом благодаря странникам возникли многие святые легенды, которые, хоть и не были строго каноническими, стали частью т.н. «народной веры», а так же истинными перлами среди киевских легенд.