Осень хунвейбинов
Выставка под названием «Китай! Китай!» в PinchukArtCentre (Бассейная,2) точно запомнилась киевлянам, при том с первого дня своего открытия! Еще бы — это самое открытие пришлось в аккурат на Музейную ночь и дирекция Арт Центра легкомысленно пообещала пускать без очереди всех, кто придет в пижаме. В результате под музей набежали две очереди — в пижамах и без! Однако, эта прикольная история никак не отражает суть выставки — довольно грустную и… до боли знакомую.
Вообще-то, легче сказать, чего не ждать от экспозиции – «шаолинских» четок, лаковых шкатулок, денежных деревьев, иероглифов, вееров, трогательных фэншуйских зверушек и всего этого красочного этнического лубка, который мы обычно представляем при слове Китай. Китай, представленный здесь — вполне современный, глобальный, холодный, жесткий, и если «тени забытых предков» и мелькают иногда, то, именно как смутные тени…
Нельзя сказать, что мы вовсе не представляли, что оно такое — современное китайское искусство. Представляем неплохо — оно вспыхнуло как комета в конце прошлого века, и с тех пор китайские фильмы регулярно берут призы на престижных фестивалях, а китайские художники покоряют аукционы. Оно еще недавно было острое, яркое, юморное сексуальное, романтичное и всегда искреннее, напоминая многим европейскую весну 60-70х…
Теперь похоже китайскую интеллигенцию одолевают невеселые мысли, нам все это понятно и близко, даже слишком! Сказывается похожее прошлое.
Вот, распластанная прямо у входа разбитая монументальная скульптура времен Культурной революции («Офицер».Чжао Чжао) . Конечно, можно, как и многие нынешние радетели устоев все списать на «проклятых демократов, крушащих славное прошлое». Однако — такие монументы сначала рушатся в душах, когда светлый образ вождя на площади превращается в осточертевшего каменного остатуя посреди загнивающего безысходного настоящего… Что касается прошлого – на эту тему пронзительная инсталляция диссидента Ай Вейвея «Выкорчеванные» – собранные со всего Китая громадные пни варварски вырубленных старых деревьев. Особенно грустно смотрится совместно с дугой инсталляцией – «Сказка» – портреты 1001 китайца, которым благодаря художнику удалось побывать на Западе. Старинные вывернутые корни и люди без корней, вынужденные ехать подальше от родной нищеты. Все понятно, все, увы, знакомо. Есть, правда, и менее мрачные работы того же автора — например памятник национальному китайскому виду транспорта — башня из… велосипедов!
Потрясают проекты молодых творцов Сунь Юаня и Пен Юя — они довольно жесткие и прямолинейные — бесчувственные сильные мира сего, восседающие в гламурных креслах с булыжниками вместо голов, и не замечающие копошащегося внизу народа в картонных коробках или боевики постоянно собирающие и разбирающие автоматы — не в одном, так в другом уголке мира… За душу берет белая комната еще одного покойного диссидента — Чжень Чженя. Чем то она напоминает экспозицию Музея Булгакова — и опять все понятно – «Это все, что останется, после меня!». От человека, который ушел…
В некоторых работах уже конкретно видно наступление капитализма больших городов – неуловимо они похожи на фирменные павильоны коммерческих выставок. Правда — довольно симпатичные — например маленький бутик художницы Чао Фей — эдакое теплое женское убежище в страшном, несправедливом мире вокруг.
Совсем без фэншуя, конечно же, не обошлось, правда — живого! Визгливое поросячье потомство легендарной хрюшки Чжу Ганцян, (которая после землетрясения 2008г провела под завалами 49 дней), в загончике на последнем этаже и здорово поднимает настроение…
А в целом – китайцы, как и мы впрочем, явно застряли между бездушным обществом потребления и нищим, лицемерным казенным социализмом. А еще, похоже, социалистический Китай (пусть и реформированный) входит в тяжелую и муторную пору заката совка. Ну что тут скажешь — мы то знаем, что их ждет, дай Бог им все это пережить…
Выставка продлится до 6 октября
использованы фото vgorode.ua