Пасха
Вот и наступил, наверно самый радостный и светлый, самый ожидаемый множеством киевлян праздник Воскресения Христова — Пасха! Праздник, любимый киевским людом с давних времен по сей день!
О киевской Пасхе в старину уже сказано немало. Киевская Пасха — это шествие бурсаков на Вербное Воскресенье с веточками вербы и пением, торжественные службы в Лавре, Михайловском, Выдубечах и прочих монастырях, вплоть до самой маленькой церквушки на Подоле. Это ломящиеся столы, способные накормить полк, рецепты с которых разносились потом паломниками по всей Империи, знаменитые пасхальные ярмарки, на которых кроме снеди обязательно продавалось множество цветов «для Богородицы» и потрясающая святая тишина царившая Городе в пасхальную ночь до первого удара колокола…
Одно из самых потрясающих рассказов о старинной киевской Пасхе оставил Н. Анциферов, когда описывал гулянья тогдашней лихой демократической молодежи, не шибко усердствовавшей в «вере отцов» по предпасхальному ночному Киеву. «Мы шли к Владимирской горке. Небо было ясное, звездное. Днепр там, под горой казался безбрежным морем с двумя-тремя островками. Высоко над нами на своем цоколе стоял бронзовый Владимир, держа над Киевом крест. А там, левее, на днепровском берегу звездами мерцали в колыхавшемся воздухе огни Подола и среди них многочисленные огни плошек вокруг старых церквей…
Весенний воздух вздрогнул от первого удара колокола Софии, он как камень упал, и от него, все ширясь и ширясь, подхваченный сотнями колоколов, кругами разливался по городу пасхальный звон. Не только звуки наполняли весенний воздух — он был насыщен запахом лопнувших почек пирамидальных тополей — дерева города Киева. И этот волнующий запах казался тем ладаном, которым в святую ночь ликующая природа насыщает храм земли».
По признанию писателя — Город казался «превращенным в храм, мне тогда неведомому Богу». Наверно именно это ощущения Города — храма все таки остается в Киеве неизменным, не смотря на бешеный темп столичной жизни и некоторую коммерциализацию самого праздника. Если ты живешь в Киеве — невозможно остаться в стороне от празднования Пасхи! Ибо праздник повсюду — в предпраздничном колокольном перезвоне церквей, в пасхальных ярмарках, в писанках и крашанках всех размеров и в самых неожиданных местах, в креативных галереях, которые превращаются на несколько дней в уютные сельские хатки с иконами и расписанными яйцами. В просветленных, улыбчивых людях, едущих в транспорте с четверговым огнем, а потом — со Всенощной. А потом — в толпах ломящихся по утру на колокольни!
Или в ожидании Благодатного огня накануне, когда тысячи людей приникают к телевизору и компьютеру (ведь известно — в тот год, когда огонь не сойдет будет Конец света…). Помню, как в 2012г., многие были напуганы ожиданием очередного апокалипсиса, а когда огонь все же сошел, один мой сосед (начавший «отмечать» что называется, заранее), заорал на весь двор «Все, задолбаются майя! Будем жить!»
У каждого из нас своя Пасха — кто-то едет в паломничество или идет на Всенощную, кто-то смотрит службу по телевизору, кто-то вспоминает старый бабушкин рецепт, чтобы удивить семью, кто-то ставит фильм Дзефирелли или врубает «Jesus Christ Superstar» – у каждого в этот день своя молитва!
И с такими вот земными и духовными заботами начинается один из самых потрясающих праздников. Мы думаем о Боге, как о чем-то радостном, светлом, о чем вспоминаем не часто…Мы понимаем, что-то кто-то наверху все же нас бережет, а многие банальные слова обретают смысл, и становится ясно, что совсем они не банальные… На душе поясняется, тянет помирится с теми, с кем давно и совершенно зря повздорили или позвонить родителям. А все люди, идущие из церкви кажутся друг другу такими родными!
Христос воскресе! Всех с праздником!