Католическая Пасха
31 марта киевские христиане латинского обряда отмечают один из самых прекрасных и светлых праздников — Воскресение Господне или Пасху.
Не будем вдаваться в подробности путаницы с григорианскими-юлианскими календарями, в результате которой христианские церкви разных обрядов отмечают Пасху в разные дни… Для католиков уже все свершилось — прошла месса в Ватикане уже с новым Папой и новыми надеждами, предпасхальная ночная служба. Они уже освятили куличи, яйца, глазурных баранцов и загадочных зайцев, накрыли пасхальный стол и сказали вечное «Христос воскрес!».
Нынешняя католическая община Киева не такая уж многочисленная, в отличие от начала прошлого века. Тогда она была достаточно внушительной и состояла в основном из киевских поляков. Набожные, вспыльчивые, иногда — ослепительные марнотраты, иногда нестерпимо заносчивые, часто — твердокаменно принципиальные, они казались неотъемлемой частью Города. Среди них было много незаурядных, талантливых людей, оставивших след в киевской истории. К сожалению, в столице не осталось памятников старинной польской архитектуры XVI-XVIIвв.
Был один старый доминиканский монастырь в начале Андреевского спуска, который после казацких войн превратился в монастырь православный, а потом был снесен при советской власти. А сами поляки… Есть такая экскурсия – «Еврейские адреса Киева», польских адресов нет. Крупная религиозно-этническая община словно растворились в тумане истории. И Город однозначно обеднел и потерял что-то важное, будто выпало из калейдоскопа ослепительно яркое стеклышко.
Однако кое-какой след все же остался… Например — в оформлении киевского пасхального стола. Мало кто в курсе, что знаменитая творожно-сливочная пасха, мясо в тесте (жигот) и пряники-баранцы были позаимствованы сначала у поляков, а потом, по примеру Киева — Второго Иерусалима, разошлись по всей Империи, так же, как и традиция украшать стол цветами «для Богородицы».
Сейчас эти блюда в Киеве готовят, в основном, православные, современные католики часто ориентируются на западные традиции — индейка, шоколадные яйца, немецкий кролик да итальянский кекс «коломбо». Да и среди современных католиков поляков, наверно, треть.
Если говорить о более недавней истории, то киевские католики — это, в первую очередь, костел св. Александра (по совместительству зал органной музыки), но костелом он был все же раньше и построил его Антоний Городецкий — тоже поляк и католик! Это прозелетический костел св. Николая – центр духовной жизни католиков.
Это Институт религиозный наук св. Фомы Аквинского, первое в Киеве духовное заведение, открывшее когда-то свои двери мирянам, и не только католикам! Всех их, а также Парафию Воздвижения Святого Креста, Парафию Пресвятой Девы Марии Матери Церкви, Парафию Успения Пресвятой Девы Марии, Церковь святого Франциска Ассизского, Церковь Христа Царя Вселенной поздравляю с праздником Пасхи!