Навруз по-киевски
Вот и наступил последний, в череде бесконечных новых годов! Мы достойно отметили родные Новый год и Рождество! А так же – Рождество католическое. А заодно успели — поздравить евреев с Ханукой, по-приколу отгулять с петардами, пельменями и драконами Китайский новый год, встретить литрами пива День святого Патрика (тоже, отголосок давнего кельтского праздника весны). Заодно погудели на, опять-таки, родной Масленице. И вот, 21 марта пришло время Навруз-байрама…
В отличие от всех вышеперечисленных праздников о нем мы знаем немного. Как правило, Навруз традиционно отмечает довольно замкнутая и закрытая мусульманская община Киева. Правда, община довольно давняя, только в начале ХХв она состояла из крымских и волжских татар, а теперь в основном из бывших сограждан по Союзу — азербайджанцев, узбеков, таджиков и выходцев с Северного Кавказа. Надо сказать, и в те времена неважно мы друг друга понимали, мусульмане всегда старались жить по-своему…
И все же, несмотря на то, что основная масса киевлян ничегошеньки не знает о Навруз-байраме и, в принципе не в восторге от некоторых представителей упомянутой общины – праздник все-таки существует, в Городе его отмечают. И праздник, на самом деле очень интересный!
Хотя бы потому, что в отличие от Курбан-байрама (канонического исламского праздника), Навруз-байрам исламская религия скорее терпит. Примерно, как терпит наша церковь Масленицу или Ивана Купала! И восходит этот праздник к той же древней и далекой юности человечества, когда не было наций и народов, люди молились стихиям и мерили время по солнцу. По большему счету, Навруз — это праздник весеннего солнцестояния, чем-то похожий и на Масленицу, Ивана-Купала, и фольклорную часть Пасхи. Ведь если хорошенько вспомнить — и славяне раньше встречали Новый год весной!
Поэтому, главный мотив Навруза — обновление. Накануне обязательно нужно рассчитаться с долгами и убрать дом. Раньше празднование длилось до месяца. Сей час гуляют обычно четыре дня. Первый день праздника семья обязательно должна встречать дома, входная дверь никогда не запирается, чтобы путник, которого Навруз застал в дороге, мог войти и встретить его в доме. При том все лампы должны быть зажжены и гореть целую ночь (напрашиваются аналогии с древнееврейской Ханукой – ночью огней). Огонь играет в этом празднике вообще важную роль – повсюду горят костры, часто в них кидают старые вещи, люди танцуют вокруг и каждый, вне зависимости от возраста и пола должен через костер прыгнуть, при том семь раз — очистится от прошлогодних бед и грехов. Потом все обливают друг друга водой.
Стол обычно тоже украшали свечами, так же на него обязательно клали зеркало — защиту от сглаза. На столе должны быть семь блюд, начинающихся на букву “с”, – сумах (сушеный барбарис), уксус, молоко, сэмэни (сладкая похлебка из пшеничного солода с мукой), обязательно сладости — символ благоденствия и… крашеные яйца. А так же сямяни — пророщенное зерно, которое является чем-то вроде елки Навруза.
Так же в эти дни дарят подарки, угощают сладостями детей, запускают змеев, одаривают нищих, конечно же – поминают предков.
Так что, если кто ни будь 21 марта, проходя по Киеву, заметит, что какие-то люди неславянской национальности жгут костры и танцуют возле них, не стоит пугатся — это киевские мусульмане отмечают праздник, который восходит к далеким временам, когда Земля была юной, не было наций и народов… И кроме холода, голода, диких зверей, болезней, всегда находилось место весеннему празднику Добра и Надежды!