В принципе, традиция захоронения в склепах не свойственна православным, первые склепы в многонациональном Киеве оставили многочисленные знатные поляки и пришлые немцы. Правда, впоследствии эту европейскую погребальную традицию позаимствовало православное дворянство и богатое мещанство – хоронить своих родичей в фамильном склепе сталось престижным, так же как и устанавливать на могилах красивые мраморные изваяния вместо простого чугунного креста.
Однако время пощадило мало этих памятников. Киев долго являлся стратегическим городом, впоследствии много строился, оттого укоренилась прискорбная традиция сносить старые кладбища, при том, как польские, еврейские, лютеранские, так и православные, даже монастырские, потому старинные захоронения сохранились мало. Основная масса киевских склепов относится к XIX веку и находится, увы, в прискорбном состоянии, большинство – разорены еще в давние времена и мало изучены, исключение – деятельность отдельных энтузиастов.
Разоренные склепы являются частью местной мистической атмосферы, источником мифов и легенд, в основном однотипных – о похищении из склепа неких ценностей и последующей каре со стороны потревоженных духов (что мало вероятно, основная часть захоронений разграблены дивным давно). Второй ходячий сюжет – явление призраков «случайно» забредшим на старое кладбище людям, здесь как в историях домов с приведениями – ищущий найдет..
Администрация Байковского и Лукьяновского кладбищей пытаются поддерживать склепы хоть в каком-то порядке, хуже обстоит дело с заброшенными склепами Фролоской горы (часть старого городского и монастырского кладбища), Зверинецкого кладбища, остатками знаменитого кладбища на Аскольдовой могиле и в других местах не лучше. Увы, уважения к мертвым не много, часто эти памятники становятся местом сборищ различных темных сект, а то и просто наркоманов. Последнее время заброшенные кладбища стали включать в маршруты экскурсий по мистическому Киеву. Пока никто еще не пробовал комплексно решить проблему старинных киевских склепов.