Памятник АлександруII
Репина 9.
во дворе музея Русского искусства
Автор М.Антокольский
В принципе, интерес к давно снесенному и забытому памятнику АлександруII возник недавно, когда в маршрут одной нестандартной экскурсии по дворам и задворкам Киева попала статуя царя, расположенная в закрытом дворике Русского музея. Потом она попала в списки Секретного Киева. Вообще вокруг этого памятника возникло много мифов, в которых стоит разобраться.
Согласно первому мифу статуя стояла на месте нынешнего памятника Т.Г.Шевченко, напротив Университета. На самом деле стоял там памятник НиколаюI
А вот памятников АлександруII в Киеве было три – два небольших в саду Института благородных девиц и в Голосеево, и, наконец, самый грандиозный – на Царской площади (ныне Европейская). Памятник был торжественно открыт в1911 году в честь 50 годовщины отмены крепостного права. Строительству памятника предшествовал большой архитектурный конкурс, в котором победил помпезный проект итальянца
Э.Ксимеменеса. Как и памятник княгине Ольге, царский памятник был решен в стиле неоклассицизма и откровенно перегружен бронзовыми аллегориями (Правосудия, Милосердия, Благодарных крестьян), барельефами, гербами, коронами, орлами и над этим все нависала скульптура монарха на центральном пьедестале. Памятник снесли в 30е годы.
А теперь самое интересное – ни один из упомянутых памятников никакого отношения к скульптуре из Русского музея отношения не имеет. Эта скульптура, работы М. Антокольского как раз на конкурсе не победила и ее выкупила для холла Александровская библиотека. Антокольский изобразил АлександраII обычным человеком средних лет еще полного сил, но сгорбленного под грузом проблем, еще влюбленного, но испытавшего много разочарований, исполненного надежд, но познавшего много предательств, и сам предававший, отчасти свои реформы. Человека задумавшегося и остановившегося посреди своей сложно, славной и неоднозначной жизни. На плечах его нет мантии и видно, что шпагу сжимать уже тяжело. И это гораздо пронзительней любых аллегорий. Наверно есть высшая справедливость в том, что среди всего серого «августейшего агитпропа» уцелел именно этот памятник!